На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Медиарупор

301 подписчик

Все дороги в Средней Азии ведут в Московию («AsiaTimes») Часть 2

(Окончание. Начало статьи здесь)

 

Истоки 

С распадом Советского Союза Китай ощутил проблемы на своих западных границах в провинции Синьцзян с похожими же тенденциями к сепаратизму. Он немедленно признал в 1991 году новообразованные среднеазиатские республики и стал налаживать отношения с новыми независимыми государствами.

Другой многообещающей перспективой расширения и укрепления этих взаимоотношений стало желание получить доступ к обширным энергетическим запасам региона, включая нефть, металлы, минералы и природный газ.

 

Внезапная кончина Советского Союза предоставила Китаю огромные возможности по расширению своего влияния на своих непосредственных и малознакомых соседей. Россияне, в растерянности от своего падения и высокой уязвимости, решили встроиться в очередь в надежде на сохранение части своей былой славы и своего наследия. И таким образом 26 апреля 1996 года подписанием главами государств Китая, России, Казахстана, Киргизстана и Таджикистана в Шанхае совместного договора об укреплении доверия в военной области и в районе границы была образована Шанхайская пятерка. В апреле 1997 года эти же страны на встрече в Москве подписали совместный договор о сокращении своих вооруженных сил в пограничных районах. 

Впоследствии с включением Узбекистана в 2001 году Шанхайская пятерка была переименована в Шанхайскую Организацию Сотрудничества. ШОС заявила себя как межправительственная организация по взаимной безопасности, которая фокусирует свое внимание на взаимодействии между странами-членами по вопросам безопасности, экономики, культуры и военного сотрудничества. К 2002 году ШОС инициировала с официальными властями стран-участниц более 20 крупных проектов в таких секторах как энергетика, транспорт и телекоммуникации, проводя регулярные встречи, посвященные различным вопросам в области экономики, банковской деятельности, обороны, безопасности, внешней политики и культурных связей. 

Кроме того, в 2008 году ШОС также создала позиции партнеров по диалогу, и предоставила в 2009 году этот статус Беларуси и Шри Ланке, а впоследствии в июне 2012 года к ним присоединилась и Турция. С тех пор ШОС установила отношения с ООН в качестве наблюдателя в Генеральной Ассамблеи, с Европейским Союзом, с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии, с СНГ и Организацией Исламского Сотрудничества. 

Со временем, ШОС стала китайско-российским блоком, который китайские аналитики любят представлять как «воплощение новой концепции безопасности и нового типа многосторонней организации в ситуации после Холодной войны», хотя истина как всегда находится видимо где-то в ином месте.

 

Новая Большая игра 

Кремль защиту своих экономических интересов сделал важнейшей задачей своей политики в Центральной Азии. И для этого Россия старается держать на коротком поводке страны, которые она считает наиболее важными в политическом и экономическом отношении, такие как Казахстан. И дело не только в том, что Казахстан является вторым по величине производителем нефти после России в бывшем СССР, но в нем также расположены и значительные бывшие советские промышленные и оборонные предприятия. 

Контроль над энергетическими ресурсами Казахстана и средствами их доставки предоставляют России важные стратегические и экономические рычаги. И в связи с огромными запасами нефти и газа в Казахстане у России существуют жизненные интересы в Средней Азии. Также российские предприятия зависят от поставки хлопка из Узбекистана. Однако многие страны-участники в регионе, несмотря на сильную привязанность к России, постепенно сходят со своих «орбит» из-за разности экономических и национальных интересов. 

Более напористый и экономически более мощный Китай сделал настоящий прорыв в отношениях со среднеазиатскими республиками. Китай агрессивно продвигает свои двусторонние отношения в регионе, даже превосходящие те, которые он сам создал в рамках ШОС, и становится основным торговым партнером Средней Азии и ее основным источником иностранных инвестиций. Китай все чаще использует инвестирование и оказание финансовой помощи в качестве инструментов для укрепления своего влияния в регионе. 

В настоящее время и Россия и Соединенные Штаты имеют конфликт интересов в Средней Азии и открыто конкурируют в регионе в сфере контроля над газопроводами и военными базами. Китай успешно разыгрывает опасения Москвы по поводу среднеазиатской политики США, сталкивая их, в то время как сам добивается мягкой силой значительных успехов в своем проникновении в регион. 

Нынешнее участие Китая в Средней Азии пока ограничивается энергоресурсами и сырьем. Однако Китай активно работает над расширением своей базы инвестиций в инфраструктуру, телекоммуникации, транспорт и энергосистему. Китайское правительство все чаще кредитует свои государственные предприятия, которые инвестируют в Среднюю Азию. Китай уже вложил около 10 млрд. долларов США в среднеазиатский регион и еще много инвестиционных проектов или уже согласованы, или находятся на стадии переговоров. 

Согласно данным Конференции ООН по торговле и развитию, объем торговли между Китаем и Средней Азией вырос с 1,52 млрд. долларов в 2001 году до 3.01 млрд. долларов в 2010 году. По мере того, как торговля Китая с регионом быстро растет, увеличивая его зависимость от среднеазиатских источников энергоресурсов, сохранение влияния на Среднюю Азию становится для Китая делом стратегической и геополитической важности. Китай также рассматривает свое тесное сотрудничество со Средней Азией как важнейший инструмент для бурного экономического развития западных регионов Китая. 

Строительство газопровода Туркменистан-Синьцзян, который был введен в строй в декабре 2009 года, является прекрасным примером того, как Китай собирается развивать свои западные пограничные регионы. Этот газопровод перед тем как соединиться с китайским отрезком, проходит 188 километров по Туркменистану, 530 километров по Узбекистану, 1300 километров по Казахстану, и лишь затем протягивается на 8 000 километров на восток страны. 

Россия наблюдает за экономическим сотрудничеством Китая с регионом с подозрением и скептицизмом. Россия взамен вплотную упорно работает над развитием Евразийского Союза и пытается с переменным успехом расширить свой таможенный союз на регион Средней Азии. А за кулисами Россия пытается противодействовать предоставлению Китаем кредита в 10 млрд. долларов на развитие инфраструктуры Средней Азии. 

Пока Россия во всю пытается противодействовать растущему влиянию Китая в регионе, отсутствие альтернативы, скорее всего, приведет к тому, что среднеазиатские республики сдадутся перед экономической мощью Китая. К тому же развитие Россией Евразийского Союза будет напрямую противоречить будущему укреплению ШОС. 

Политика США по отношению к среднеазиатским государствам, прежде всего, сфокусирована на взаимном сотрудничестве и усилиях НАТО по стабилизации в Афганистане. США, устанавливая торговые связи по линиям Запад-Восток и Центральная Азия-Южная Азия, содействуют внедрению свободного рынка, развитию энергосистемы, демократии и прав человека. Соединенные Штаты подписали торговые соглашения со всеми среднеазиатскими странами, однако инвестиционные договоры вступают в силу только с Казахстаном и Киргизстаном.

Помощь и инвестиции от США в регионе рассматриваются как усиление независимости среднеазиатских государств и противостояние китайскому и российскому влиянию в регионе. США также пытаются ограничить китайское и российское влияние, используя различия между странами-участниками, чтобы усилить свое собственное влияние. И это частично достигает успеха. Узбекистан в последнее время пренебрегает Китаем и Россией, бойкотируя антитеррористические учения в Таджикистане. 

Но, несмотря на нынешние расхождения между США и Россией, страх перед политическими последствиями роста экономической мощи Пекина рано или поздно будет подталкивать их в одном направлении. Среднеазиатские государства тоже питают сомнения, извлекая максимальные экономические выгоды от большого брата на западных границах. 

К тому же экономические возможности и стратегические преимущества Центральной Азии пока не потеряны и для Индии, еще одной региональной державы. Индия традиционно поддерживала хорошие отношения со странами региона в силу культурных и исторических связей. Однако, несмотря на дружелюбие двусторонних отношений между Индией и Средней Азией, возможности для развития торговли блокируются отсутствием у региона выхода к морю и отсутствием прямых транзитных маршрутов. 

Индия по объемам торгового оборота со странами Средней Азии значительно отстает от основных игроков региона и не смогла воспользоваться его обширным потребительским рынком. И хотя данные о торговле за последние 10 лет обнадеживают, объем товарооборота остается крайне низким. Индия содержит лишь одну военную базу в Таджикистане на авиабазе Фархор в Айни. 

Пытается Индия распространить свое мягкое влияние на регион и с помощью создания в Киргизстане Центрально-Азиатского Университета, сосредотачиваясь на сферах информационных технологий, менеджмента, философии и лингвистики.

 

Выводы 

То, что в этом регионе так яростно конкурируют за влияние и ресурсы, как нынешние супердержавы, так и подрастающие державы, означает стратегическую важность и ценность региона на мировой арене. Однако в этой Большой Игре очень важно для всех стран в Средней Азии не ставить всё на какого-либо одного игрока. Экономический и политический успех среднеазиатских республик будет зависеть от их способности обрести баланс между растущими влияниями мировых держав и способности избежать подпадания под транснациональную олигархию. 

Индия может сыграть значительную роль, помогая среднеазиатским республикам найти, обрести и поддержать этот баланс между растущим влиянием других держав, которые пытаются втянуть их в свою орбиту. И в целях обеспечения мира и достижения экономического роста в регионе ответственность за развитие этих взаимоотношений падает как на Индию, так и на сами страны Средней Азии.

 

Химар Арджун Сингх, «Asia Times».

Перевод Владимира Глинского, специально для Mediarupor.

Оригинал статьи.

 

Об авторе. Химар Арджун Сингх является заместителем директора международного отдела Федерации индийских Торгово-промышленных палат.

Картина дня

наверх