Пьяные водители каждый год на дорогах России убивают около 3 тысяч человек – в десять раз больше, чем в Польше. Государственная дума ужесточает наказания, но это мало что дает, потому что дорожная полиция за взятки помогает тем, кто садится за руль «под газом».
Коллега слегка выпил
Никто из них даже не заметил белой «тойоты», летящей, как потом оказалось, со скоростью 150 км/час.
Автомобиль влетел в остановку, убивая и детей и их воспитателей.Водитель, 30-летний Александр Максимов, собственными силами, лишь слегка поцарапанный, выбрался из покореженных останков. С улыбкой окинул взором кучу, в которой лежали тела жертв. Махнул рукой и успокоил перепуганных свидетелей: «Ведь ничего не случилось…». Экспертиза потом показала, что в его крови было 2,8 промилле алкоголя, потому что, как он сам признался, последние два дня пил на убой.
А в Волгограде полицейские 3 октября задержали поутру едущий зигзагами «Жигули». Пьяный водитель что-то бормотал. Его пассажир, тоже в полусознательном состоянии, твердил, что там, на заднем сидении находится их «коллега, который слегка выпил». Когда полицейские открыли двери автомобиля им, под ноги выпало окровавленное тело 50-летней женщины.
Откуда оно появилось в автомобиле, объяснил просмотр видеокамеры, установленной над ближайшим пешеходным переходом. На ней было видно, как летящая «Лада» сбивает женщину, переходящую по «зебре». Потом автомобиль, который остановился через несколько десятков метров за «зеброй», вернулся задом и еще раз переехал лежащую женщину. Из машины вышли двое мужчин, вбросили на заднее сидение еще живую жертву и отъехали.
В минувшую субботу Москва прощалась с популярной здесь актрисой Мариной Голуб. Четырьмя днями ранее автомобиль, в котором ее вез знакомый водитель, был на углу Лобачевского и Вернадского разбит вдребезги несущейся со скоростью 120 километров в час другим автомобилем, водитель которого пытался проскочить на красный свет. Виновник, 31-летний Алексей Русаков, сбежал с места аварии. Поймать его удалось только в воскресенье.
Все эти дорожные трагедии связывает то, что их виновники не имели права на управление автомобилем.
Максимова, сантехника по профессии, его соседи и знакомые характеризовали как «агрессивного алкоголика». Он пил постоянно и постоянно садился за руль. Его несколько раз останавливали за езду «под газом». Недавно, будучи нетрезвым, он сбил женщину на пешеходном переходе. Но тогда это «дело удалось уладить» и он быстро получил обратно свои права.
Человек, который в Волгограде вывозил с места аварии умирающую женщину для того, чтобы скрыть ее тело, тоже задерживался дорожной полицией за езду в пьяном виде, и тоже сохранил свои права.
Русаков был известен тем, что любил выпить и потом сесть за руль. И тоже умел «улаживать дела» с полицейскими. Водитель, который вез Марину Голуб, тоже на своей совести имел подобные же грешки. Но водительские права у него были. Настоящие, вот только на чужое имя.
15 лет за убийство
Серия подобных трагедий на дорогах потрясла россиян. Эксперты напоминают, что в автокатастрофах в их стране погибает ежегодно 28 тысяч человек (в три раза больше людей, чем СССР потерял в Афганистане), а каждый десятый погибший становится жертвой пьяного водителя. А это значит, что каждый день эти пьяные водители становятся причиною смерти восьми россиян.
Дума тут же взялась за ужесточение наказания за езду в пьяном виде, и эти изменения в Уголовный Кодекс уже прошли первое чтение в парламенте. Согласно им попавшийся дорожной полиции в пьяном виде водитель будет платить 50 тысяч рублей штрафа и будет лишен прав на три года. А за аварию, по вине пьяного водителя приведшую к смерти пострадавшего, будет грозить до 15 лет лишения свободы (сегодня – девять лет, а в Польше максимальное наказание – 12 лет).
Правда это ужесточение не даст многого, до тех пор, пока полицейские за деньги будут помогать пьяницам уходить от ответственности. А о коррумпированных полицейских, которые за взятки помогают пьяным водителям выпутываться из неприятностей, вообще никто не говорит. Госдума ими не занимается.
Это доказывает хотя бы история с одним из жителей Ростова-на-Дону, который недавно ради выкупа украл девочку. Он восемь дней возил ее в багажнике своего автомобиля. Однажды его, откровенно пьяного, задержал патруль. И полицейские его отпустили за взятку в 15 тысяч рублей, даже не осмотрев его автомобиль, хотя имели четкий приказ в связи с похищением девочки досматривать все автомобили.
Вацлав Радзивинович, Москва «Gazeta Wyborcza».
Перевод Владимира Глинского, специально для MediaRupor.