Оказывается, самыми счастливыми гражданами России себя ощущают отнюдь не житель сверхбогатой Москвы, а столицы Чечни. По «индексу счастья» они запросто переиграли 100 крупнейших городов страны. Работники агентства NewsEffector и фонда Регионы России в августе опросили почти 27 тысяч человек, пытаясь определить «индекс счастья» в 100 крупнейших городах страны.
Они попросили респондентов оценить материальное положение, состояние экологии, жилищно-коммунального хозяйства, личной безопасности, динамику развития региона. Также их интересовало, смотрят ли опрашиваемые в будущее с надеждой и ощущают ли себя счастливыми.
Могло показаться, что именно Грозный, который после прошедших двух войн ЮНЕСКО признало самым разрушенным городом мира, должен был оказаться в самом низу рейтинга. Однако именно он победил, оставив позади себя Санкт-Петербург (16 место) и Москву (только 52 место).
На вопрос, чувствуют ли они себя счастливыми, «да» в Грозном ответило 80% опрошенных, в Москве – 62%. Столица Чечни уступила только Калининграду, жителей которого как раз в августе окрылила перспектива открытия границы с Польшей.
И никто в России так высоко не оценивает динамику развития своего города и не видит с таким оптимизмом своих перспектив, как жители Грозного – они лидируют в обеих категориях. Радует их и состояние окружающей экологии (на втором месте после Смоленска) и результаты работы городских служб (3-е место после Тюмени и Новосибирска). Также в целом неплохо выглядит и оценка личной безопасности жителей – Грозный занял 10-ое место, потому что 51 процент опрошенных ответил, что не ощущают, чтобы им что-то угрожало.
В Москве так ответили только 32 процента.По оценке жителей Грозного плохо обстоят дела только с их сегодняшним материальным положением – отсюда 81-ое место в этой категории.
В общем, москвичи могут позавидовать им из-за чистого воздуха, здоровой воды или погоды. Вот сейчас в столице температура уже опустилась ниже ноля, того и гляди появится снег, а на Кавказе плюс 18 градусов и пока еще стоит долгое солнечное бабье лето…
Более всего москвичи боятся всяческих террористических актов, коррумпированных, ненасытных полицейских и «черных», то есть приезжих с Кавказа и Азии, которых в столице уже миллионы. Полиция, которую на коротком поводке держит энергичный президент Рамзан Кадыров, не докучает обычным гражданам и не вымогает у них деньги при каждом случае.
Столица Чечни с 270 тысячами жителей среди крупных городов России является наиболее монолитной с точки зрения национального состава. В 1989 году чеченцы составляли лишь 30 процентов жителей, этнических русских было в два раза больше. Они убежали отсюда от войны и от преследований со стороны местных, очень многие погибли. Сегодня чеченцы составляют 96% всех жителей столицы. А, значит, не существует и угроз этнических, религиозных или межкультурных конфликтов.
Грозный очень быстро отстраивается и встает из руин. Его символами являются: построенная в центре крупнейшая в Европе мечеть имени Ахмада Кадырова, отца нынешнего президента, впечатляющий бизнес-центр и стадион. Быстро растут и современные районы. Правда, среднемесячная зарплата здесь и вправду в два с половиной раза меньше, чем в столице России, но ее хватает на квадратный метр площади нового жилья. А вот москвичам, хотя они и много зарабатывают, на свой квадратный метр жилья приходится откладывать два месяца.
Кадыров на вопрос, откуда у него эти деньги на мечети, стадионы, праздники с участием мировых звезд, быстрое развитие автомобильной промышленности, школы отвечает: «Аллах дает».
Но больше всего Аллах ему дает при посредничестве Владимира Путина. Москва ежегодно передает Чечне дотаций на 2 млрд. долларов – почти по 2 тысячи долларов на человека. Также он позволяет тратить на себя прибыль от всего, что приносит в регионе доход, прежде всего от нефти.
- Нам платят за то, чтобы у нас было тихо, - признает Кадыров.
Профессор Алексей Малашенко, эксперт по Кавказу, считает, что у чеченцев есть деньги на развитие региона, потому что это они оказались победителями в войне:
- Никогда победитель не платит побежденному на возрождение страны, а наоборот налагает на него контрибуцию. А здесь контрибуцию платит Москва.
Вацлав Радзивинович, «Gazeta Wyborcza».
Перевод Владимира Глинского, специально для MediaRupor.