МОСКВА. Федеральная служба безопасности, наиболее мощная российская разведывательная служба, в субботу объявила о том, что она закрыла 20 неправительственных организаций на юге России после того, как были раскрыты их связи с иностранной разведкой. Однако представители неправительственных организаций в регионе уверяют, что не слышали о закрытии каких либо групп, и предполагают, что это заявление было всего лишь угрозой.
Во-первых, это заявление хорошо вписывается в нынешнюю ситуацию с давлением на благотворительные организации. В Москве российские власти уже закрыли финансируемые из иностранных источников гуманитарные организации, такие как USAID и UNICEF.
Однако гуманитарные группы, действующие в Ингушетии на юге России, где, как уверяют, были закрыты 20 неправительственных организаций, заверяют, что за последние месяцы не было здесь закрыто ни одной организации. Этот разрыв с реальностью свидетельствует о тех ужасных методах, которые временами использует эта преемница КГБ.
Таня Локшина, исследователь из Human Rights Watch, сказала в своем телефонном интервью из Парижа, что это заявление, видимо, имело своей целью создать в регионе «атмосферу подозрительности и шпиономании», под прикрытием которой могут быть предприняты и реальные действия по отношению к тем, кто работает или путешествует в этом регионе.
Несколько ранее в этом месяце г-жа Локшина заявила, что она на свой сотовый телефон получила несколько сообщений с угрозами сразу после того, как она запланировала исследовательскую поездку в Дагестан, еще один из семи российских регионов на Северном Кавказе с преобладанием мусульманского населения.
Встревоженные сделанным заявлением, руководители гуманитарных организаций в Ингушетии тут же в субботу стали названивать друг другу, чтобы определить, кто же был закрыт.
- И никто ничего не знает по поводу того, о ком же это говорилось, - сказал нам по телефону Тимур Акиев, директор местного филиала правоохранительной группы «Мемориал». – Все организации продолжают свою работу, никто не был закрыт.
Юрий Серышев, начальник управления ФСБ по Республике Ингушетия, не назвал те организации, которые были якобы закрыты. – Было бы наивно думать, что иностранные организации жертвуют неправительственным организациям большие суммы денег для развития демократии, - заявил он агентству Интерфакс. – Заявляя о великих целях своей работы, они на самом деле занимаются сбором информации для иностранных государств.
Многие гуманитарные организациями уже годами работают в российских регионах на Кавказе, включая и Чечню, в которой и до сих пор продолжается гражданская война, начатая в 1994 году.
Российские же власти эту помощь принимают в штыки словно оскорбление их национальной гордости.
Эндрю Э. Крамер. The New York Times.
Перевод Владимира Глинского, специально для MediaRupor.