На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Медиарупор

298 подписчиков

БАЛЛАДА О МИЛЛИОНЕРАХ

В субботу, 17.01.2015г., по первому каналу ТВ  прошла премьера документальной киноленты «Миллионеры. 20 лет спустя». Она состоялась днём, в 15.50час.по московскому времени. Видимо, часовая сетка её показа была рассчитана на послеобеденное благодушно - развлекательное настроение телезрителей. Сюжет передачи-интригующий, он  посвящён  очагам финансовой чумы, распространившейся в России в начале 1990-х годов.

В фильме рассказано о финансовых пирамидах, известных под аббревиатурами «МММ», «РДС», «Хопёр», «Дока». Прослежены житейские судьбы организаторов тех известных спекулятивных комбинаций (от эмиграции до тюремных сроков). Данная передачи оставляет двойственное впечатление . В ней  явно преобладает моралистический аспект: в финансовую  рулетку могут играть лишь немногие  особо смышлёные и твёрдые характером люди. Да и то, играть они могут недолго – государство рано или поздно спохватится и прихлопнет их забавы. В конце фильма  эту мысль невнятно произнёс Валерий Фёдоров, гендиректор  Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). За пределами внимания авторов указанной передачи остались прямые причины и условия разгула спекулятивного капитала на денежном рынке постсоветской России. Объяснениям тех обстоятельств  была посвящена статья «Как обуздать новых финансовых гениев» в «Независимой газете» от 12.08.1994г. Её написали сотрудники  Российского союза промышленников и предпринимателей Валентин Фёдоров, вице-президент, и Вячеслав Ширшов, старший советник. По прошествии 20 лет положения статьи не утратили актуальности. Ниже приводится её полный текст.

                                [КАК ОБУЗДАТЬ НОВЫХ ФИНАНСОВЫХ ГЕНИЕВ?

Последние полтора года государственные органы исполнительной власти за­нимались чековой приватизацией, боролись с инфляцией, сознатель­но игнорировали взаимные не­платежи предприятий, душили производство, опасались роста безработицы. Однако они прозе­вали - другого слова мы не нашли - становление стихий­ного спекулятивного фондового рынка в стране.

Новые финансовые гении дей­ствуют как привокзальные на­пёрсточники — играют не без выдумки, напористо завлекают клиентов посулами большого вы­игрыша, ловко манипулируют акциями, облигациями или их за­менителями, порой не гнушаются прямого обмана или угрозы. И цинично не хотят платить налогов. Они искусно используют прорехи внесовершенном финансовом и налоговом законодательстве, учитывают некомпетентность министерских чиновников и не­решительность правоохранитель­ных органов, при помо­щи коррумпированных долж­ностных лиц укрывают в крупных размерах доходы от налогообложения, по­рой переводя их в иностранной валюте за границу.

 Деятельность АО «МММ» и ему подобных компаний на денежном рынке развернулась на ничейной территории, между двумя сегмен­тами, один из которых регулирует Центробанк, а другой — Минфин России. Долгое противостояние в прошлые годы этих двух могущественных государственных ве­домств не могло не сказаться на их несогласованном, порой проти­воречивом подходе и запоздалой совместной работе по созданию нормативно-правовой базы фун­кционирования российского фондового рынка. В частности, именно Центробанк должен был определить порядок и перечень мер по инкассации многомилли­ардных наличных денег, полу­ченных пунктами распростране­ния акций фирм-эмитентов, не допускать передачи наличными сотен миллионов и десятков мил­лиардов рублей между коммерче­скими структурами при осущест­влении фондовых операций и, на­конец, сделать полным и прозрач­ным движение денег по расчет­ным и специальным счетам пред­приятий. Поэтому непонятны на­меренная отчужденность и пози­ция стороннего наблюдателя, ко­торую занял Центробанк России в оценке нынешней ситуации с «МММ». Так, зампред ЦБР на пресс- конференции ограничился заяв­лением, что представители ЦБ пытались связаться с г-ном Мав­роди, но ничего из этой затеи не вышло. В свою очередь, Минфин не препятствовал эмитентам выпус­кать акции без обеспечения ре­альным имуществом и т.д.

                                                                                                                                  Известно, что в 1993 г. Центро­банк и Минфин также порознь выступали против компании Рус­ский дом Селенга (РДС), которая не имея соответствующей лицензии привлекала денежные средства населения (почтовыми переводами, наличными взноса­ми, перечислениями со сбер­книжки) и размещала их в виде коммерческих кредитов среди предприятий. Тогда РДС, чей ус­тавный капитал составлял 10 тыс. рублей, в рекордно короткие сроки собрала среди доверчивых граждан России более 60 млрд. рублей. Компания также играла в пирамиду, выплачивая обещанные дивиденды (450% годовых) пре­дыдущим вкладчикам за счет взносов новых. В то время воз­действие Центробанка формально ограничилось тем, что он не выдал РДС лицензию на проведение операций с денежными средства­ми населения. Минфин России, через налоговую службу, за со­крытие доходов от деятельности начислил РДС налоговых и стра­ховых платежей совместно со штрафными санкциями около 8,5 млн. рублей. Спустя год налоговая полиция опять устанавливает, что территориальные отделения РДС продолжают вести безлицензи­онную деятельность, скрывают полученные доходы, не сдают на­личные деньги на расчетный счет в банки. По результатам проверки только двух отделений РДС (в Нижнем Новгороде и Волгограде) общая сумма начисленных нало­говых платежей вместе со штрафными составила свыше 15 млрд. рублей. Видимо, эти штрафные санкции для могучих спекулятивных фирм, что слону — охотничья дробь. В июле текущего года РДС стала использовать опыт АО «МММ» при реализации своих билетов. Теперь будущий акционер может перечислить компании деньги почтовым или телеграфным переводом со счета в Сберегательном  или ином банке.

Руководители рисковых фондовых компаний - ,как правило, бывшие математики, программисты, инженеры,технологи - умеют просчитывать арифметические  и геометрические прогрессии поступления доходов oт очередной организуемой ими финансовой пирамиды (или панамы). Однако, они не обременяют себя вопросом: а что же будет с вкладчиками, доверившимися их обещаниям, когда это строение рано или поздно опрокинется.

Показательно и другое, если на  такую фирму «наезжают» налоговые   или правоохранительные  органы, то её руководители взывают к чувствам своих многочисленных    клиентов, стремясь представить налогообложение денежных доходов, не отраженных в бухгалтерской отчетности, как угрозу общему благополучию компании и ее акционеров. Тем самым организаторы пирамид надеются волну вкладчиков, неразбирающихся   в финансовых  тонкостях, направить в сторону «чиновничьих»   ведомств.

 Эту незамысловатую тактику руководство «МММ» использовало при прежних конфликтах с  налоговыми службами. Теперь оно решило выйти на всероссийский уровень, как бы спровоцировав столкновение государственной власти с толпой акционеров, которых хочет «ограбить» эта власть. Ставки в такой игре очень высоки. В случае если правительство займет твёрдую позицию и  откажется  национализировать долги «МММ» перед вкладчиками, то будут распечатаны таинствен­ные инвестпортфели компании и рас­крыты её валютные счета в зару­бежных банках. Обнаруженных таким образом средств вполне хватит, чтобы рассчитаться со всеми акционерами «МММ», да­же по курсу акций на 28.07.94 г.

Какой же численности толпу своих защитников руководство «МММ» предполагает двинуть против потенциальных конфискаторов из государственных ор­ганов?Оно называет цифру 50 - 60 млн. россиян (она   расчётно  выведена из возможного коли­чества вкладчиков компании плюс члены их семей). В  середине июля текущего года  насчитывалось  около 10 млн. акционе­ров ( в конце апреля т.г. Сергей Мавроди говорил  о 5 млн. акционеров). Однако установлено, чтo фирма не вела учёт (реестр) акционеров. Поэтому скорее все­го речь может идти о 10 млн. штук реализованных акций и билетов 'МММ» (но они —- не именные, и их общее количество проконтро­лировать невозможно). Если до­пустить, что основная часть вкладчиков сегодня имеет в среднем по 10 - 20 акций (или 50-100 билетов), то число акционеров « МММ» может составить при­мерно 0,8- 1,2 млн. человек, включая пенсионеров и домохо­зяек. Хотя филиалы АС «МММ» действуют в 49 городах страны, почти половина всех его вклад­чиков живет в Москве. Очевидно, что потенциальное обострение ситуации вокруг «МММ» контролируемо и не должно развиваться в худшую сторону.

Паника среди владельцев акций «МММ» была спровоцирована не только амбициозными заявлени­ями руководства компании, но и опрометчивым опубликованием в средствах массовой информации федеральными финансовыми, на­логовыми и антимонопольными органами их замечаний и требований к характеру и органи­зации деятельности АО «МММ». Заполучив некоторые сведения об этом конфликте, журналисты не замедлили подлить масла в огонь, что вообще-то является делом но­рмальным в рыночной среде. Ис­тория с актом проверки одной из дочерних структур «МММ» быст­ро обросла дополнительными под­робностями, были обнародованы скороспелые версии различных экспертов о возможных причинах и следствиях внезапного скандала. В итоге необычная ситуация открытого противостояния АО «МММ» и ряда государственных ведомств приобрела политизиро­ванную направленность, которая подпитывалась заявлениями об организации всероссийского ре­ферендума по доверию нынешней администрации страны.

 Как же намеревается поступать правительство РФ? Пока же  оно в своем амплуа - пустило развитие ситуации на самотек, авось само рассосется. Покуда АО «МММ» ма­неврирует   с де­нежными средствами, недостающими для текущих выплат вкладчикам.Со временем  госведом­ства подготовят  дополнительные  нормативные акты для ре­гулирования рынка ценных бумаг. Глава правительства России заявил, что АО «МММ» должно быть по­слушным налогоплательщиком и выразил уверенность, что ко­мпания преодолеет кризис с  минимальными потерями для  вкладчиков.Налоговая полициядолгоне предпринимала попыток полу­чить сАО «МММ» задолженность государству по  налоговым плате­жам и штрафам. Руководители Минфина иГКАП пригласили президентаАО «МММ» для ко­нтактов с созданной рабочей группой. Возможно, в обмен на уверения руководства «МММ» о том, что впредь оно не будет утаивать доходы, а станет полно­стью платить с них налоги, феде­ральные ведомства скостят ко­мпании предъявленную сумму штрафов и ограничатся тем, что обяжут её внести в бюджет го­сударства налог с утаенной прибыли (при этом сум­ма налога не превысит 8 млрд. рублей).

 Вывод из оценки ситуации, сложившейся вокруг «МММ», однозначен — государство должно незамедлительно упоря­дочить функционирование рынка ценных бумаг. Для этого в допол­нение и развитие Указа прези­дента Российской Федерации от 11 июня 1994 г. «О защите интере­сов инвесторов» следует принять неотложные меры:

—       ввести порядок, при котором объем эмиссии ценных бумаг увя­зывается с размером уставного фонда фирмы;

—        установить, что инвестици­онные институты, получившие лицензию на привлечение свобод­ных денежных средств граждан и юридических лиц на условиях срочности, возвратности и платёжности, не могут для этих целей эмитировать свои ценные бумаги;

—        предусмотреть немедленное прекращение или приостановле­ние деятельности субъектов рынка, которые осуществляют операции с незарегистрирован­ными выпусками ценных бумаг;

—    обеспечить судебное пре­следование юридических лиц, осуществляющих нелицензион­ную деятельность на рынке цен­ных бумаг (в том числе котировку последних), а также нелицензи­онные операции по привлечению свободных денежных средств;

—         запретить проведение ре­кламной компании при публичном размещении ценных бумаг и при­влечении свободных средств граждан и юридических лиц через электронные средства массовой информации;

—        обязать Центробанк и Мин­фин России определять денеж­но-кредитную политику и оцени­вать состояние финансов и де­нежного обращения в стране с учётом объема и структуры рынка ценных бумаг;

—          запретить публичные вы­ступления представителей госу­дарственных органов по взаим­ным претензиям к предпринима­тельским структурам.

Особо отмечаем необходимость создания крупными частными финансовыми структурами специального страхового фонда, за счет средств которого можно было бы возмещать (полностью или частично) потери вкладчикам в ситуации, подобной  той, что возникла вокруг «МММ».].

 PS. За период с ноября 1991г. по октябрь 1994г. в РФ сменилось 4 министра финансов,  4 председателя Центробанка, 2 председателя Госналогслужбы. Поистине ситуация с финансовыми  проходимцами тех лет сродни поговорке : у семи нянек дитя без глаза.

 

наверх