На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Медиарупор

298 подписчиков

Укроет ли Путин Алиева от цунами "арабской весны"

Турция хотела бы, чтобы Азербайджан и Армения провели переговоры по  урегулированию нагорно-карабахского конфликта в Стамбуле. Такое сенсационное и  нестандартное заявление, как сообщает турецкая газета Star, сделал министр  иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу. Буквально оно звучит так: "Мы  хотели бы, чтобы переговоры по Сирии проходили в Турции.

Мы также хотим, чтобы  переговоры между Арменией и Азербайджаном также проходили в Стамбуле".

Фото: gundeminfo.az

Начнем со второго тезиса Давутоглу - о предложении провести в Стамбуле  переговоры между Арменией и Азербайджаном - потому, что он плавно перетекает в  первый. Может показаться, что второй тезис главы турецкого МИД ничем не  мотивирован. Да, был в конце июля визит в Турцию помощника госсекретаря США по  делам Европы и Евразии Филиппа Гордона, которого считают одним из  идеологов процесса армяно-турецкого сближения и цюрихских протоколов. А ранее  эта проблематика там же оказалась в центре внимания переговоров и госсекретаря  США Хиллари Клинтон. Как сообщали в этой связи турецкие СМИ, американская сторона настаивала на том, чтобы Анкара отделила цюрихский процесс  от вопроса урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Турки на это  реагировали. "Я умолял армянскую сторону вернуть Азербайджану хотя бы один  район, обещая уговорить Ильхама Алиева  подписать с Арменией договор о прекращении состояния войны и об открытии границ  между двумя странами, - откровенничал недавно Давутоглу с журналистами. - Между  турками и сербами конфликт длился 1000 лет, а с армянами наши проблемы  существуют где-то около ста лет.

Если мы смогли решить проблемы на Балканах с  Сербией, Боснией и Герцеговиной, почему мы не можем сделать то же самое и с  армянами?"

Но при желании подобных цитат из высказываний турецких политиков можно "надергать" множество. Интрига уже в другом. Ранее Турция предпринимала попытки  выступить в роли посредника в карабахском конфликте, стремилась вклиниться в  этот процесс в рамках НАТО. Достаточно вспомнить, как 11 марта 1992 года тогдашний  министр иностранных дел Турции Хикмет Четин на саммите НАТО в Брюсселе  пытался "продавить" вариант разрешения конфликта с отправкой в зону  противостояния войск Североатлантического блока, в состав которых вошли бы и  подразделения турецких сил. Этот план не нашел поддержки у руководства НАТО. Будучи с 1992 года участником Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию, Анкара выступила и с планом урегулирования этой проблемы. В частности, он  предусматривал территориальный обмен между Арменией и Азербайджаном - предлагалось обменять зангезурский и лачинский коридоры. В то же время отметим и  тот факт, что, как правило, инициативы Турции на этом направлении оказывались "привязанными" к каким-либо конкретным событиям, прежде всего, в Азербайджане. Так, когда 26 июля 1993 года Турция выступила с инициативой отправки  миротворческих сил в зону конфликта, то, по оценке экспертов, эта инициатива  была попыткой спасти режим Абульфаза  Эльчибея в канун военного марша Сурета Гусейнова на Баку летом 1993 года. После отстранения режима Эльчибея новый президент Азербайджана Гейдар Алиев стал наводить "мосты" с Москвой, стремясь  вернуть Азербайджан в СНГ, и таким образом решить вопрос Карабаха. Он стал  выдворять граждан Турции из Азербайджана, затем последовал ввод визового режима  между двумя странами, который существует и сейчас.

Поэтому нынешнее предложение Давутогу о возможности проведения в Турции  переговоров между Арменией и Азербайджаном можно оценивать как идею зондирующего  свойства. На наш взгляд, Анкара пытается "вычислить" итоги недавних переговоров  в Баку вице-премьера России Дмитрия  Рогозина с нынешним президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Не исключено, что Москва предложила Баку подписать договор с Арменией о прекращении состояния  войны, а в преддверии президентских выборов глава Азербайджана стал размышлять о  возможности маневра в сторону Евразийского экономического союза. Во всяком  случае, визиты в этот регион других высокопоставленных российских чиновников  имели неслучайный характер. В частности, глава Госдумы России Сергей Нарышкин в Ереване заявлял, что "участие стран СНГ, в  том числе и Армении, в Евразийском  союзе усилит их европейскую ориентацию". При этом он призвал "не  противопоставлять евразийский и европейский векторы развития". Следующим, как  известно, в регион должен прибыть уже президент России Владимир  Путин.

Армения свой выбор в пользу Евразийского союза еще не сделала. Но армянские  эксперты уверены в том, что при ином сценарии развития событий Ереван перестанет  быть стратегическим партнером Москвы. В этой связи обращает на себя внимание и  следующее обстоятельство. Армянская сторона не стала с порога отметать  предложение Турции о переговорах с Азербайджаном. Замминистра иностранных дел  Армении Шаварш Кочарян заявил, что "если глава МИД Турции  действительно желает содействовать урегулированию конфликта, то Турция смогла бы  заставить Азербайджан вести переговоры с истинной стороной - Нагорным  Карабахом". Такого хода событий нельзя исключать. Тем более, что в европейских и  в турецких СМИ циркулируют сообщения, что Анкара и Ереван возобновили цикл  секретных переговоров по возобновлению цюрихского процесса. Правда, стороны  официально опровергли этот факт, но прозвучало контекстное заявление  официального представителя МИД Турции Сельджука Унала о том, что "протоколы Цюриха были прекращены по указам президента Армении Сержа Саргсяна". Более того, когда армянский тюрколог Левон Овсепян заявляет, что "внутри правящей турецкой Партии  справедливости и развития существуют определенные разногласия по вопросам, касающимся армяно-турецких протоколов и открытия границы", это - тоже позиция, вырванная, похоже, из реального контекста армяно-турецких отношений.

Так что цюрихские протоколы далеко не "пустышка", как считают многие  азербайджанские политологи. Это - мощный резервный механизм турецкой дипломатии  для оказания политико-дипломатического давления на Баку. И не только. Глубоко  символично то, что армянский вопрос практически одновременно с курдским вышел из  латентного состояния и стал публично обсуждаться всем турецким экспертным  обществом. Сложная закулисная многоходовая интрига, связанная с развитием так  называемой "арабской весны", привела к тому, что центр транснационального  курдского вопроса переместился из Сирии в Турцию. Курдистанское ядро - юго-восточный прямоугольник Турецкого Курдистана на стыке границ Турции, Ирана, Ирака и Сирии - сейчас фактически находится во власти курдских политических  сил.

В этой связи нельзя исключать варианта вооруженного вторжения Турции в Сирию  под любым предлогом. Некоторые турецкие военные эксперты предлагают, например, в  качестве прецедента использовать опыт периодических вторжений турецких войск в  северный Ирак. В обоих случаях речь идет о районах, населенных преимущественно  курдами. В итоге может случиться так, что 1,4 млн. сирийских курдов, вместе с 15 млн. в Турции, 7 млн. в Иране и 6 млн. на севере Ирака, объединятся и предъявят  требование о создании объединенного независимого курдского государства. О  вероятности такого хода событий пишет британская газета Gardian.

Может случиться и так, стороны конфликта потребуют созыва широкой  международной конференции типа Версаля, которая после Первой мировой войны  расчертила новую политическую географию региона. Тогда предложение главы МИД  Турции Ахмета Давутоглу привести в Стамбуле переговоры по Сирии и по  нормализации армяно-азербайджанских отношений выглядят логично. Дипломатия  Турции вступает в фазу арьергардных геополитических боев, когда Армения ей  необходима как стратегический партнер, а не противник.

Что же касается Азербайджана с карабахской проблемой, то для Турции - это  игра на "чужом поле", когда можно проиграть, но с расчетом добиться реванша  дома. Вот почему ссылки Анкары на карабахскую проблему как препятствие в  урегулировании отношений с Арменией производят эффект тактического хода, а не  стратегии. При этом не исключено, что Турция обвинит в срыве своих планов по  усилению влияния в Закавказье Запад вместе с Азербайджаном, а сама начнет  активный дрейф в сторону России, чтобы сохранить статус главного регионального  игрока.

Станислав Тарасов, ИА REGNUM

Рекомендуем
Популярное
наверх