Учение в школе – дорога к развитию
Школьное образование – одна из самых устойчивых и консервативных общественно-государственных систем, в чем и состоит его главное достоинство. Ему присущи три традиционные образовательные ценности – полезность приобретаемых знаний и умений, общее интеллектуальное развитие и воспитательный потенциал.
С началом постсоветского периода в школьном образовании России наметился крен от разумного прагматического подхода к двум другим аспектам процесса обучения и воспитания учащихся. В частности, сказывается быстро развивающаяся образовательная среда (например, широкое внедрение компьютеров, наличие глобального интернета и появление массовых социальных сетей), чего школа не может не учитывать.В настоящее время во всех слоях российского общества идёт оживлённая дискуссия о принципах и мерах улучшения сложившейся отечественной системы школьного образования. Обсуждение этих проблем и поиск их решения ведётся на государственном уровне и в негосударственных сообществах, в том числе в частных средствах массовой информации. При Министерстве образования и науки РФ действуют два органа, курирующие школьное образование: Комиссия по вопросам качества образования Совета Минобрнауки России по делам молодежи и Координационный совет Общероссийской общественной организации «За качественное образование». Обе структуры возглавляет Антоний Швиндт, начальник отдела мониторинга и анализа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Учи русский язык или вали за бугор
В отечественном образовании особое внимание уделяется русскому языку – средству социального общения многонационального населения Российской Федерации.Русский язык являетсягосударственным, он используется в нормативных документах, юридическом делопроизводстве и офисной переписке. Ведущими специализированными научными и образовательными учреждениями в сфере исследований и преподавания русского языка и литературы в России являются:
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН - директор А.М. Молдаван, д.филол. н, академик РАН; заместители директора по научной работе- М.Л.Каленчук, д.филол.н, профессор по специальности «русский язык» и В.П. Плунгян, д.филол.н, член-корреспондент РАН, профессор по специальности «общее языкознание»;
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН- директор В.Е.Багно, член-корреспондент РАН, профессор. В 2015г.Пушкинский Дом отмечает 110 лет со дня своего основания;
ФГБОУ ВПО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина» - ректор М.Н. Русецкая, д.пед.н., профессор, член- корреспондент РАЕН. Институт имеет статус базовой организации Содружества Независимых Государств по преподаванию русского языка. Его миссия - распространение и поддержка русского языка в мире;
МГУ им. М.В.Ломоносова -филологический факультет, где готовят специалистов исследователей и преподавателей русского языка. В частности, почти все сотрудники Школы филологии НИУ ВШЭ являются выпускниками филфака МГУ(профессоры Елена Пенская, руководитель Школы, Мира Бергельсон, Татьяна Базжина, Алексей Гиппиус, Гасан Гусейнов, доценты Ирина Ефименко, зам.руководителя Школы, Михаил Павловец, зам.руководителя Школы, Ирис Беккер, Ольга Драгой, Сергей Волков).
10.04.2015г. состоялось заседание Совета по русскому языку при Правительстве РФ под председательством вице-премьера Ольги Голодец. На нём были отмечены успешное продвижение программы развития открытого образования под брендом «Институт Пушкина», активное работа образовательных интернет- порталов «Образование на русском» и «Лекториум», мероприятия фонда «Русский мир» и Россотрудничества по популяризации русского языка. С 2004г. ежегодно проводится акция проверки массовой грамотности граждан - «Тотальный диктант» по русскому языку. В последние годы она проходила в 50-60 городах России и зарубежья. По итогам заседания Ольга Голодец поручила в ближайшее время вынести на обсуждение проект по созданию единого учебника по русскому языку.
Образователи на «Эхо Москвы» Ключевые вопросы государственной политики в сфере школьного образования активно и в своём праволиберальном ключе дискутирует радиостанция «Эхо Москвы». В эфире и на сайте радиостанции в течение ряда лет транслируются две общественно- образовательные программы, целиком посвящённые данной проблематике.
Программа «Родительское собрание». Выходит в эфир еженедельно по воскресеньям, днём в 12:09 час. С начала 2015г. состоялись 16 передач: 11,18 и 26 января; 1,8, 15 и 22 февраля; 1, 8,15,22 и 29 марта; 5, 12,19 и 26 апреля. На них обсуждались разные темы, которые можно свести в несколько целевых групп. Первая: «Уроки русского языка и литературы - нужна ли единая концепция?», «Будущее уроков литературы: единый учебник, единая концепция», «Зачем учить иностранный язык?». Вторая: «Опять двойка. Нужно ли менять систему школьных оценок?», «Нужна ли новая система выпускных экзаменов?», «Как преподают математику в России?». Третья: «Как воспитать патриота. Долг или свобода- что главное в этом процессе воспитания?», «Уроки патриотизма: воспитание гражданина или политическая пропаганда?», «Детская агрессия как следствие взрослой пропаганды», «Должно ли государство заниматься воспитанием?», «На кого я хочу быть похожим (Нужны ли современным детям примеры для подражания). Четвёртая: «Правильные и неправильные учебники истории: критерии отбора», «Уроки крымоведения: новые мифы или историческая правда?», «История семьи как история страны. 20 век глазами школьников» «Уроки религии в школе: за и против». Пятая: «Учитель и его убеждения: есть ли границы у гражданской свободы?», «Профилактика школьных конфликтов: справляются ли с ними учителя?».
Ведущая программных передач -Ксения Ларина, журналист «Эха Москвы» (до 1991г. актриса театра «Сатирикон» им. А.Райкина). В обсуждении указанных проблем участвовали приглашенные эксперты, известные в определённых гуманитарных областях. Они отстаивали собственные точки зрения по конкретным позициям тематических дискуссий. Ниже приводится список участников отмеченных радиоэфиров (фамилии по алфавиту, статусы и места работы по записям стенограмм передач ):
Евгения Абелюк, заслуженный учитель РФ, преподаватель магистратуры учителей словесности при ВШЭ;
Марк Анискин, учитель истории и естествознания школы московского лицея «Ступени»;
Александр Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ, член-корреспондент Российской академии образования;
Евгений Бунимович, поэт, публицист, общественный деятель и педагог;
Александр Бубман, заслуженный учитель России,зам.директора по развитию образовательного комплекса №1234 (Москва);
Сергей Варшавчик,журналис, телеобозреватель;
Елена Волжина, заслуженный учитель России, учитель литературы и русского языка школы№1543(Москва);
Герман Демидов, дьякон, руководитель сектора Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ;
Роман Дощинский, член Общественной палаты РФ, учитель русского языка и литературы московской школы №1251;
Игорь Долуцкий, историк, автор учебника «Отечественная история XX века»;
Юрий Завельский, заслуженный учитель России, директор гимназии №1543 (Москва);
Надежда Иванченко, учитель английского языка московской школы №1253;
Зоя Светова, журналист, обозреватель журнала The New Times, продюсер, правозащитник;
Наталья Иванова-Гладильщикова,журналист, работает в системе образовательно- информационной поддержки;
Инна Кабыщ, писатель, преподаватель литературы московской школы № 1595;
Сергей Казарновский, директор образовательного центра-школы № 686 «Класс-центр» (Москва);
Ирина Карацуба, историк-геополитик, право-либеральная политическая активистка, монархистка ;
Анатолий Каспржак, профессор института развития образования НИУ ВШЭ, заслуженный учитель РФ;
Леонид Кацва, преподаватель истории московской гимназии №1543;
Вита Кириченко, директор московской гимназии№ 1520 им. Капцовых;
Лика Кремер, журналист, телеведущая канал «Дождь»;
Александр Ковальджи, замдиректора московского лицея «Вторая школа»;
Рустам Курбатов, директор Красногорского лицея «Ковчег – XXI»;
Ксения Молдавская, эксперт, критик детской литературы;
Михаил Павловец, завкафедрой русской новейшей литературы и читательских практик МПГУ;
Людмила Петерсон, доктор педагогических нвук, лауреат премии Президента в области образования»;
Яна Поплавская, актриса, теле- и радиоведущая;
Ефим Рачевский, директор центра образования № 548 «Царицыно» (Москва);
Владимир Собкин, директор Института социологии образования РАО, доктор психологических наук, академик РАО;
Никита Соколов, историк, публицист, специалист по вопросам формирования общественного сознания, редактор журнала «Отечественные записки»;
Маша Трауб, журналистка, колумнистка газеты «Известия»,писатель;
Елена Фортуна, журналист,главный редактор журнала и сайта «Родные люди»;
Михаил Шнейдер, директор московской гимназии № 45 международного правозащитного общества «Мемориал»;
Ирина Щербакова, руководитель молодежных и образовательных программ международного правозащитного общества «Мемориал»;
Евгений Ямбург, директор центра образования №109 города Москвы, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук;
Иван Ященко, директор Центра педагогического мастерства Департамента образования правительства г.Москвы.
Программа «Говорим по-русски». Этот радио-альманах посвящён особенностям лингвистики, морфологии, семантики и лексики русского языка. Его еженедельные передачи идут по четвергам (в 06:17 час.) и воскресеньям (в 11:50). Соведущие программы Марина Королева и Ольга Северская. Первая-к.ф-л.н, писатель,зам.главного редактора «Эха Москвы».Вторая- к.ф-л.н, журналист «Эха Москвы» ( в прошлом научный сотрудник Отдела корпусной лингвистики и лингвистической поэтики Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН). Программа «Говорим по-русски» выходит при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
В январе-апреле 2015г. в передачах программы участвовали приглашённые известные специалисты и эксперты по русской словесности. Представим их (в порядке частоты выступлений в передачах, статусы и места работы по записям стенограмм передач):
Максим Кронгауз, руководитель центра социолингвистики Российской Академии народного хозяйства и гос.службы при Президенте РФ;
Ефим Пивовар, ректор Российского государственного гуманитарного университета;
Григорий Канторович, к.э.н, профессор, завкафедрой математической экономики и эконометрики проректор НИУ ВШЭ;
Михаил Гельфанд, доктор биологических наук, профессор,зам.директора Института проблем передачи информации РАН;
Михаил Штудинер, доцент кафедры стилистики журфака МГУ, автор «Словаря образцового русского ударения»;
Мариэтта Чудакова, доктор филологических наук, критик-литературовед, писательница, общественный деятель;
Сергей Волков, учитель русского языка и литературы школы № 57, член Общественного совета при Минобразования РФ;
Всеволод Емелин, поэт,чьё своеобразное творчество заполонило весь Рунет, лауреат Григорьевской поэтической премии (2010г.).
PS.
Приведём два курьёзных случая на рассматриваемую тему. Первый. В 2005г. Ульяновский губернатор распорядился поставить в административном центре области, около научной библиотеки, памятник русской букве «Ё». Главу области угнетало то, что чиновники его региона печатали деловые бумаги, употребляя вместо «Ё» букву «Е». О другом курьёзе на днях поведала газета «Комсомольская правда». В галерее WeАrt ( что на Николиной горе, по Рублево-Успенскому направлению) молодые люди (30-35 лет) - местные обитатели и гости роскошных особняков участвовали в написании тотального экзамена по русскому языку. Некто из них, отягощённый высшим образованием, допустил 23 ошибки в тексте, насчитывавшем 120 слов. Он объяснил неудачу тем, что привык свою переписку вести на компьютере, который, как известно, имеет встроенную программу автоматической проверки грамотности письма .