На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Медиарупор

301 подписчик

ДВА ГИТАРИСТА- ВИРТУОЗА

Иванов- Крамской

Днём в среду , 27.05.2015г., по телеканалу «Россия Культура» в рамках программы «Собрание  исполнителей» был показан документальный фильм «Александр Иванов-Крамской. Битва за гитару». В нём рассказывается о выдающемся русском концертирующем гитаристе 1940-1970 годов Александре Михайловиче Иванове- Крамском. Он всю свою творческую жизнь посвятил  игре на классической шестиструнной (называемой «испанской»)гитаре. Как исполнитель музыкант-виртуоз  Иванов-Крамской имел грандиозный успех на первых площадках известных музыкальных театров,  концертных  и эстрадных залов в СССР и зарубежных странах. Огромен его вклад в пропаганду и развитие отечественного гитарного искусства. В 1960г. в музыкальном училище при Московской консерватории по инициативе Иванова-Крамского был открыт     и он возглавил класс шестиструнной гитары. В 1970 году благодаря его содействию открыли класс гитары в  Институте культуры(Москва). Им написана уникальная книга –учебник «Школа игры для шестиструнной гитары». Знаменитый гитарист, композитор, дирижёр, педагог А.М.Иванов – Крамской удостоен почётного звания «Заслуженный артист РСФСР» (8 марта 1959г.). Он прожил яркую и трудную жизнь (08.09.1912 -11.04.1973), добиваясь признания гитары как  достойного  внимания русского народа музыкального инструмента. Истинный знаток и друг гитары Иванов-Крамской  умер во время гастролей в Минске во время  репетиции очередного концерта.Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

 

Просмотр фильма об Александре  Иванове –Крамском вызвал воспоминание о его современнике, то же   весьма популярном и  неординарном русском гитаристе тех лет. Было время, когда о нём много писали в отечественной прессе. Но, посвящённого ему фильма, хотя бы  телевизионного формата, ещё нет. По этому случаю предлагаю несколько правленый текст своей статьи, опубликованной в августе прошлого года на форуме Sibnet [http://day.sibnet.ru/users/420632].

 

Сергей Сорокин

В 1950-1960х годах знаменитостью театрального быта Ленинграда и Москвы был  гитарист-искусник Сергей Александрович Сорокин. Он сотрудничал с ведущими  государственными театрами: ленинградскими - Большим Драма­тическим,  драмы имени А.С.Пушкина и московским им. Вахтангова. Во многих  их спектаклях звучала изготовленная известным французским мастером его семиструнная гитара. На этой гитаре (из-за  манеры музыкальной игры прозванной «цыганской»)  он аккомпанировал актёрам, которые по роли исполняли русские и цыганские песни, романсы. Руководители театров всегда приглашали Сорокина  для постановки гитарных сцен в своих спектаклей. По свидетельствам завзятых театралов, его гитара дирижировала залом, вдохновляла певцов. создавала чарующую атмосферу театральных действий. Часто после спектаклей ведущие артисты театров дружеской компанией собирались вокруг «сорокинской гитары». Участники( свидетели) вспоминали: то были волнующие вечера и незабываемые ночи, полные поэзии, вдохновения, отменного вкуса и мастерства.  Во время  таких радостных  застолий Сергей Сорокин  охотно  пел и играл на гитаре, в том числе зажигательную «Цыганскую венгерку», исполнял по-цыгански свою уникальную «Малярку». За проникновенное гитарное творчество Сорокина особенно любили              в Вахтанговском театре. Руководитель  труппы народный артист СССР Рубен Симонов приглашал его  в зарубежные гастро­ли вахтанговцев. С. А. Сорокин  много выступал         в концертах и творческих вечерах известных артистов. Долгие годы на эстраде он был постоянным  аккомпаниатором  замечательных поющих драматических  актёров театра     и кино: народного артиста СССР Александра Борисова и заслуженной артистки РСФСР ВерыВельяминовой. 

 

В1965г. группа народных артистов СССР,  признанных театральных деятелей двух культурных столиц страны, обратилась в высшие государственные органы  страны. Они, проникнувшись неизбывными чувствами к гитарному мастерству Сергея Александровича Сорокина, хлопотали  о присвоении ему звания «Народный артист РСФСР» в связи с его 70-летием. Входатайстве было сказано, что  С.А. Сорокин – выдающийся русский гитарист. Более пятидесяти лет отдал  исполнительскому искусству. Аккомпанировал       в хорах, группах и солистам. Его виртуозную  игру слушали и отмечали А.Куприн, С.Есенин, А.Блок, М. Горький.Ему доводилосьаккомпанировать Ф.И.Шаляпину. В течение  десятков лет блистательное гитарное исполнение Сергея  Сорокина музыкально сопровождало сотни знаковых спектаклей трёх ведущих академических театров страны. На музстудиях страны были записаны много популярных русских песен и романсов с аккомпанементом его гитары.                                          

Наградные ведомства поначалу усомнились во всероссийской известности гитариста Сергея Сорокина. Они посчитали, что  ходатайство выглядит так, будто  видные театралы  по-свойски хотели  порадеть за просто хорошего человека. Сорокин являлся  театральным и концертным аккомпаниатором. Его публика была камерной: сцены             в театральных действах, музицирование   на эстрадной площадке. Организаторам наградного проекта пришлось почти полтора года  собирать дополнительные сведения   о  многолетней и яркой творческой деятельности Сорокина. По некоторым  сведениям выяснилось, что гитарист -виртуоз С.А. Сорокин исполнил около 2850 песен и романсов. Весомыми доводами стали сцены из любимых народом фильмов. Сорокинская гитара звучала в классической экраннойтрилогии «Юность Максима» (режиссёры Г.Козинцев   и   Л. Тауберг, 1934,1937 и 1938гг.), в кинокартинах «Бесприданница» (режиссёр Я.Протазанов, 1936г.), «Верные друзья» (режиссёр М.Калатозов, 1954г.), «Война и мир» (режиссёр Ф.Бондарчук, 1965-1967гг.). Под гитарный аккомпанемент Сергея Сорокина   в кинотрилогии актёр  Борис Чирков  распевает «Крутится, вертится шар голубой».         В фильме Протазанова артистка Алисова  поёт знамени­тый романс Ларисы Огудаловой «Он говорил мне: Будь мы моею!».В фильме Калатозова персонажи актёров Чиркова, Меркурьева и Борисова чарующе напевают элегичный романс «Плыла, качалась лодоч­ка». В «Войне и мире» звенит поразительный  гитарный перепляс  на балу в  доме  Ростовых. Все фильмы получили международное признание. Трилогия о Максиме - Первый приз на I-ом МКФ в Москве  (1935г.). «Бесприданница»- Золотая медаль на выставке в Париже (1937г.). «Верные друзья»- Большая премия на  кинофестивале         в Карловых Варах (1954г.).«Война и мир» - Большой приз на IV  МКФ (1965г.,Москва).

 

Но, думается, решающими аргументами  стали показы  на Центральном телевидении  программы «Театральные встречи. В гостях у Михаила Жарова» (1965г.) и одноименного телефильма (1966г.). Гостей принимали в Центральном Доме Актёра. Тогда  во встрече московских и ленинградских  артистов и композиторов участвовали народные артисты СССР Михаил Жаров, Рубен Симонов, Борис Чирков, Александр Борисов, Василий Меркурьев, Юрий Толубеев, именитые актёры Юлия Борисова и  Евгений Жаров, выдающиеся  композиторы  Василий Соловьёв-Седой и  Анатолий Лепин, известная  певица Клавдия Шульженко, прославленный поэт-песенник Михаил Матусовский. На этой передаче присутствовал Сергей Сорокин со своей знаменитой семиструнной гитарой.  В тот вечер он  дивно аккомпанировал певшим Борисову, Чиркову и Меркурьеву. Александр Борисов под мелодию «Цыганочки», бесподобно наигранной Сорокиным, исполнил трогательный романс «Годы молодые», посвященный гитаристу-виртуозу. В ней были щемящие строки: «Ты (гитара-ред.)) с Сорокиным протопала /по жизни много лет./  Ему славу заработала,/ только званья ему нет».Те телевизионные трансляции  сделалиСергеяСорокинаособенно популярным, после них в его адрес и на телевидение  долго поступали мешки писем.

В последствии Сергей Сорокин о своём творческом пути дал несколько интервью  в центральной прессе страны (журнал «Советская эстрада и цирк» (1966,№9),газета «Советская культура» (10.12.1966.) и другие). Высокое мастерство гитариста- виртуоза получило признание массового телезрителя.

 

В  конечном счёте, 22 июня1967г.  Указом Президиума Верховного Совета РСФСР  за большие заслуги одному из старейших работников Ленинградского академического театра драмы имени  А. С. Пушкина Сергею Александровичу Сорокину было присвоено почётное звание «Заслуженный артист РСФСР». Поразительно, но в многочисленных списках заслуженных артистов РСФСР за 1922-1980гг., приведенных в Википедии РУ       и иных поисковых системах,  русский  гитарист-искусник Сергей Сорокин  долго не значился. Между тем,  на его могиле на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга стоит памятник, с надписью: «З. а. РСФСР Сорокин Сергей Александрович                   (1895–1973 гг.)».

Также удивительно, но почти во всех публикациях в книгах и статьях о С.А.Сорокине, появившихся до 2000г., не упоминается, что он  заслуженный артист РСФСР. Даже в небольшой статье «Умолкнувший звук», посвященной кончине Сорокина (ж. «Театр», 1974г, №4), об этом ни слова. Лишь много лет спустя, народный артист СССР Александр .Борисов в маленькой личной заметке  о Сергее Сорокине указал его почётное звание (журнал «Театральная жизнь» 1982г.,№1).Как бы и чем бы можно объяснить подобную ситуацию?

Следует отметить, что первым советским профессиональным гитаристом, удостоенным звания заслуженного артиста РСФСР «за большие заслуги в области советского искусства», стал А. М. Иванов-Крамской(1959г.). По меньшей мере в «гитарной» среде, считают, что данное звание он получил именно как «чистый гитарист». Сорокин же, мол, больше был «театральным, концертным» аккомпаниатором и большой гитарной классики не играл, с академическими концертами не выступал. Отсюда полагают, и сложилась в музыкальных умах разная оценка «веса» этих званий у одного и другого русских гитаристов.

Из всей массы воспоминаний и иных текстов о С.А. Сорокине, опубликованных в печатных и электронных изданиях России, к сожалению, складывается скверное  и неверное впечатление. Будто роскошное звучание семиструнной французской гитары заслонило от всех саму жизнь виртуоза- исполнителя. Ведь почему-то в конце 1960-начале 1970гг. блестящий гитарист- аккомпаниатор порой подолгу уходил в запой. Возможно, он не был удовлетворён мерой общественного (публичного, а не камерного) признания своего выдающегося таланта? Ведь значительная часть исполнительской деятельности Сергея Сорокина прошла в «просидках» (как он говорил) с известными деятелями театра, литературы и искусства. Похоже, всерьёз они его в свой богемный круг не пустили. Он больше рассматривался «в приложении» к очередной «звёздной» компании. Конечно, такое положение не могло не давить на Сергея Сорокина, как на человека. В одном интервью в газете он просил не называть его гитаристом Сорокиным: «Нет, я не гитарист, я – музыкант»,- говорил Сергей Александрович, и в этих словах есть глубокий смысл.

 

 

 

PS.

Конечно, российские власти не направляют информационную политику радио-телевизионных, онлайновых и других коммерческих медиаресурсов. Их  собственники ,  на свой взгляд и  вкус, систематизируют  информацию о выдающихся исполнителях из недалёкого музыкального прошлого России и предоставляют её  гражданам  в препарированном субъективном виде. Поэтому из памяти нынешнего и последующих поколений россиян вымываются значимые песенные имена (например, Галина Карева, Татьяна Иванова, Николай Печковский). Очень грустный вывод…

 

Картина дня

наверх